Intensive training courses for the study

Учебные курсы  во Флоренции по углубленному изучению ювелирного ... Подробнее...

News image

Stylish TAXOM price modules

Новая механическая технология создания ценников, которая может быть с успехом использована в ювелирной ... Read more

News image

Main lighting methods

Main lighting methods for enhancing volume of jewellery items in display cabinets. People's attention gets ... Read more

News image

Middle Eastern style. Tradition and modern state.


Далёкие предки народов, населяющих сегодня территории Ближнего Востока, уже в глубокой древности овладели искусством художественной обработки металлов. Созданные здесь образцы булатной стали, украшенные золотой насечкой, парадные доспехи и разнообразные украшения, дополненные многоцветьем природных камней и изысканными узорами резьбы, черни и филиграни, привлекают нас и сегодня.  В формирование сложившейся у местного населения богатой и самобытной культуры художественной обработки металлов внесли свой заметный вклад представители многих народов, в разное время оказавшиеся здесь в поисках удачи и богатства - финикийские купцы и мореходы, кочевники арабы и бедуины, воины и религиозные проповедники из Египта, стран Двуречья, древнего Рима, Византии и Персии, которых в их многотрудных и долгих путешествиях сопровождали мастера-умельцы разных профессий. Через земли Ближнего Востока проходили орды завоевателей и пролегали караванные дороги Великого Шёлкового пути, который на протяжении почти полутора тысяч лет связывал народы Евразии.

Культура этносов, сложившихся в Восточном Средиземноморье, впитала знания, опыт, религиозные воззрения, бытовые традиции и элементы художественного творчества многих народов, что в полной мере касается особенно любимого и почитаемого здесь ювелирного дела - во многом традиционного, но уже испытавшего заметное влияние современного европейского искусства, как в отношении технических приёмов промышленного производства, так и освоения некоторых форм и видов востребованной сегодня модной продукции.

У народов Ближнего Востока сформировались традиции, связанные со стилем и ношением ювелирных украшений. Выбор материала, цвета, формы, орнамента украшения определяется традициями народов Ближнего Востока. Здесь украшения  выполняют сразу несколько функций: несут эстетическую красоту, служат средством сосредоточения капитала,  являются знаком принадлежности к определенному социальному слою и талисманами, амулетами.

Есть распространенное мнение, что ислам запрещает употребление золота в быту, видя в этом неприличную для мусульманина роскошь и стремление к  гордыне. Согласно сурам Корана и хадисам (сборникам изречений, приписываемых пророку Мухаммеду), золото подобает лишь избранникам Рая. Но в раю будет и золото, и драгоценные камни, и богатые одежды. Поэтому согласно Корану золото становится как бы символом рая, райским металлом, а его употребление в быту - намеком на обещанные праведникам райские сады.

Женщинам носить украшения из золота позволялось при условии, что никто, кроме мужа, этого не увидит. По правилам приличия мужчинам не полагалось носить золотые вещи и шелковые одежды. Но золото настолько прочно ассоциировалась с властью, что в 7 веке халифы нарушили запрет. Их примеру последовали придворные и другие состоятельные люди. В современное время только особо благочестивые мусульмане не носят золота. Для кочевых и оседлых племен золотые украшения продолжают быть по старой традиции важнейшими социальными знаками, приданым невест, предметом наследия, знаком принадлежности к определенному роду или этносу. Может быть, поэтому мусульманские золотые украшения прибрели, некоторую тяжеловесность, они зачастую перенасыщены разными видами узорных деталей. Характерным примером могут служить ожерелья и богатые подвески украшений мусульманских женщин, сплошь состоящие из монет.

В современное время женщины Ближнего Востока также любят традиционные национальные украшения. Бедуинская женская маска "Бурга" из белого золота с бриллиантами в 2000 году завоевала почетную награду на знаменитом бриллиантовом конкурсе De Beers и в составе сокровищ специальной выставки торжественно объехала 30 стран мира .

 

Маска "Бурга". Белое золото, бриллианты.2000 г. Фирма "Дамас", ОАЭ.

Это украшение содержит 450 бриллиантов общей массой в 57,52 карата. Необычная для ассортимента ювелирных изделий  вещь - новый и довольно экзотический тип женского украшения, однако для искусства Арабского Востока этот вид изделия традиционен. И форма, и назначение, и декоративное убранство  маски "Бурга"  имеет аналогии среди бытовых украшений арабских женщин, скрывающих своё лицо от чужого взгляда. Бриллиантовая "Бурга", удостоенная бриллиантового Оскара, таинственна и одновременно кокетлива. Её предназначение, видимо, состоит в том, чтобы скрывать и одновременно украшать лицо женщины.

Одной из важнейших функций украшений являлось их место в семейно-брачных отношениях. Традиции использования ювелирных украшений как обязательной части приданного невесты сохраняются у народов, населяющих страны Ближнего Востока, и поныне. Перед заключением брака будущий муж выплачивает будущему тестю определённую сумму в качестве приданого, как залог своих честных намерений.  Часть этой суммы идёт на покупку свадебной одежды,  предметов быта для нового дома, домашнего скота и драгоценностей. В ходе подготовки к свадебным торжествам отец невесты покупает золотые и серебряные украшения ручной работы, потратив на это определённый процент от суммы приданого. Количество купленных изделий должно быть приблизительно таким же, как и на последней свадьбе соседа. Серебряные и золотые украшения согласно мусульманскому обычаю переходят к невесте, обозначая её новый статус замужней женщины. Поскольку драгоценности являются полной собственностью жены, она всегда имеет право продать их - другими словами, они гарантировали ей финансовую безопасность. По мусульманской традиции эти ювелирные изделия остаются в собственности жены в случае развода. Право разорвать семейные узы в мусульманском мире имеет только мужчина. Для того, чтобы расторгнуть брак, мужчине достаточно произнести так называемые "слова развода". Мужчина троекратно говорит "талак" и с этого момента считается свободным.

Эти предсвадебные приобретения составляют наиболее значительную часть торговых операций, осуществляемых на рынках стран мусульманского Востока.

Помимо эстетической  красоты и средством сосредоточения капитала, они выполняют роль талисманов и амулетов. Выбор материала, цвета, формы, орнамента украшения указывал на их магический характер.

В виду запрета Кораном изображения животных и людей, орнаментальный декор преобладает в предметах искусства, в том числе и ювелирных украшений. Поэтому мастерство изображения орнамента является отличительной особенностью мусульманского ювелирного искусства. Существуют три основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов: геометрический - "гирих" и растительный - "ислими", а также орнамент, созданный арабской каллиграфией.

"Гирих" - в переводе с арабского языка означает узел. Строится "гирих"  на сетках, образующих узлы. В основе построения "гириха" чаще всего лежит геометрия круга, правильное его деление на части, с помощью которых производится построение квадрата, прямоугольника, многоугольника.

Растительный узор "ислими" или "арабеска" - это узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами.

В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи - пословицы, благопожелательные изречения, почерпнутые из мусульманской литературы. Искусство изображения слова - каллиграфия - стало традиционным в орнаменте ювелирных изделий Ближнего Востока.

Орнамент, применявшийся арабами и именуемый обычно арабесками, состоит из сложно переплетающихся декоративных мотивов геометрического и стилизованного растительного характера, дополненных надписями, выполненными канонизированными шрифтами: "куфическим", прямоугольными буквами арабского письма и "насх" (скорописным почерком).

В ювелирном деле исламские орнаменты выполняются самыми различными техниками: филигранью или её имитацией литьём, чеканкой, гравированием, насечкой.

Для украшений Ближнего Востока традиционны не только исламские орнаменты, но и определенные формы, носящие символический, иногда сакральный характер: полумесяц, звёзды, солнце, глаз, птица, некоторые животные, хотя ортодоксальный ислам не одобряет изображения живых существ. Но если художник всё же осмелится изобразить человека, животное или птицу, то по Корану в Судный день они явятся к нему и потребуют душу, а наделять душой может только Аллах.

Кулон в виде перевернутого сердца с подвесками в форме полумесяца, птицы, узла, шарика. Золото. Литьё. Ковка. Филигрань. Чеканка. 10-12 вв. Сирия.

 

Арабы любят не только геометрические формы с заостренными углами, но и круглые формы. Форма круга символизирует совершенство и солнце. Ювелиры любят вставлять в изделия кабошонированные камни в форме круга, круглыми часто бывают  верхушки колец, составные части браслетов и ремней, головные украшения -  диски, а также шарообразные подвески-бубенчики.

Среди украшений Ближнего Востока встречаются подвески в форме глаза с голубым или синим камнем (обычно бирюзой или лазуритом, стеклом, пластмассой или керамической пастой), а также агатом, концентрические узоры которого напоминают глаз. Такие подвески называются "глаз" или "против сглаза". Концепция сглаза уходит корнями в древние времена. Она возникла в средиземноморском регионе и получила широкое распространение во всем исламском мире. Значительная часть исламских амулетов основана на необходимости использования всех возможных средств для защиты себя от "дурного" глаза.

Кольцо. Золото, агат. 1-3 в.в н.э. Национальный музей г. Бейрута, Ливан.

 

В ассортименте современных ювелирных украшений часто встречаются золотые и серебряные подвески в форме мечети, священной книги Коран, таблиц с каллиграфически выведенными надписями из Корана. Они оправлены в круг или овал, как символ Божества, Мекки. Распространены подвески в виде священной сабли Зульфикар .

Подвеска в виде сабли Зульфикар. Золото. Литье, имитирующее скань. 2000-ые года. г. Хомс, Сирия.


Значительное место в работах мастеров Ближнего Востока занимает также изготовление парадного оружия, владение которым является здесь предметом особого предмета для мужчин. Обращаясь к традиционным национальным формам ювелирных изделий и типам холодного оружия, мастера по художественной обработке металлов Ближнего Востока искусно декорируют его, используя мотивы арабских орнаментов. Цвет играет особую роль в художественном образе работ, создаваемых ими. Большое внимание местные мастера уделяют подбору камней, включаемых в композицию их произведений. Выбор камня часто отражает традиционные эстетические идеалы народов, населяющих государства Ближнего Востока. По их поверьям красные и синие камни - камни самых "мощных цветов". Они должны определять колористические решение украшений. Красный цвет здесь почитают как цвет жизненной силы. Для людей арабского мира его несут кораллы, рубины, кораллы, карнеолы, турмалины и гранаты. Синий цвет они связывают с магией воды и неба, предпочитая бирюзу, лазурит и сапфиры. Современные ювелиры наряду с этими природными камнями широко используют цветное стекло, пластмассы, керамические пасты, фианиты.

Серебро, цветные керамические пасты, пластмасса. 2000-ые гг. Серебряный рынок г. Дамаска. Сирия.

 

Кольцо. Серебро, рубины, сапфиры, бериллы. Литье, имитирующее скань, грануляция. 2000-ые годы. Серебряный рынок г. Дамаска, Сирия.



Мечи и кинжалы. Позолота, пластмассы, стекла.  Литьё, филигрань, ковка. 2009 год. г. Дамаск, Сирия.

 

 

Shalimova Nelly, Master of gemology

 

Source: "Style and existence of jewelry from people in the Middle East. Tradition and modern state", author Shalimova Nelly

 

NEPHELINE MONZA Lamps line

NEPHELINE MONZA Lamps line .   NEPHELINE MONZA Lamps line . Линейка MONZA светильников NEPHELINE это светильники на стойках. Предназначение ...

Read more

the Luxury project synopsis

С чего начинается проект ювелирного магазина? С проекта. Примером хорошего синопсиса проекта по ювелирному освещению является синопсис одного из...

Read more

Showcases in Europe

Есть отличия? Отличия есть: краткую зарисовку о ювелирных витринах нанём с Пиренеев. Точнее с Андорры.  

Read more

Rutile conciseness

Новинка! Rutile для встраивания в полки NEPHELINE RUTILE lamps line. Назначение светильников линейки RUTILE. Линейка RUTILE TULI светильни...

Read more
SiteHeart