Middle Eastern style. Tradition and modern state.


Далёкие предки народов, населяющих сегодня территории Ближнего Востока, уже в глубокой древности овладели искусством художественной обработки металлов. Созданные здесь образцы булатной стали, украшенные золотой насечкой, парадные доспехи и разнообразные украшения, дополненные многоцветьем природных камней и изысканными узорами резьбы, черни и филиграни, привлекают нас и сегодня.  В формирование сложившейся у местного населения богатой и самобытной культуры художественной обработки металлов внесли свой заметный вклад представители многих народов, в разное время оказавшиеся здесь в поисках удачи и богатства - финикийские купцы и мореходы, кочевники арабы и бедуины, воины и религиозные проповедники из Египта, стран Двуречья, древнего Рима, Византии и Персии, которых в их многотрудных и долгих путешествиях сопровождали мастера-умельцы разных профессий. Через земли Ближнего Востока проходили орды завоевателей и пролегали караванные дороги Великого Шёлкового пути, который на протяжении почти полутора тысяч лет связывал народы Евразии.

Культура этносов, сложившихся в Восточном Средиземноморье, впитала знания, опыт, религиозные воззрения, бытовые традиции и элементы художественного творчества многих народов, что в полной мере касается особенно любимого и почитаемого здесь ювелирного дела - во многом традиционного, но уже испытавшего заметное влияние современного европейского искусства, как в отношении технических приёмов промышленного производства, так и освоения некоторых форм и видов востребованной сегодня модной продукции.

У народов Ближнего Востока сформировались традиции, связанные со стилем и ношением ювелирных украшений. Выбор материала, цвета, формы, орнамента украшения определяется традициями народов Ближнего Востока. Здесь украшения  выполняют сразу несколько функций: несут эстетическую красоту, служат средством сосредоточения капитала,  являются знаком принадлежности к определенному социальному слою и талисманами, амулетами.

Есть распространенное мнение, что ислам запрещает употребление золота в быту, видя в этом неприличную для мусульманина роскошь и стремление к  гордыне. Согласно сурам Корана и хадисам (сборникам изречений, приписываемых пророку Мухаммеду), золото подобает лишь избранникам Рая. Но в раю будет и золото, и драгоценные камни, и богатые одежды. Поэтому согласно Корану золото становится как бы символом рая, райским металлом, а его употребление в быту - намеком на обещанные праведникам райские сады.

Женщинам носить украшения из золота позволялось при условии, что никто, кроме мужа, этого не увидит. По правилам приличия мужчинам не полагалось носить золотые вещи и шелковые одежды. Но золото настолько прочно ассоциировалась с властью, что в 7 веке халифы нарушили запрет. Их примеру последовали придворные и другие состоятельные люди. В современное время только особо благочестивые мусульмане не носят золота. Для кочевых и оседлых племен золотые украшения продолжают быть по старой традиции важнейшими социальными знаками, приданым невест, предметом наследия, знаком принадлежности к определенному роду или этносу. Может быть, поэтому мусульманские золотые украшения прибрели, некоторую тяжеловесность, они зачастую перенасыщены разными видами узорных деталей. Характерным примером могут служить ожерелья и богатые подвески украшений мусульманских женщин, сплошь состоящие из монет.

В современное время женщины Ближнего Востока также любят традиционные национальные украшения. Бедуинская женская маска "Бурга" из белого золота с бриллиантами в 2000 году завоевала почетную награду на знаменитом бриллиантовом конкурсе De Beers и в составе сокровищ специальной выставки торжественно объехала 30 стран мира .

 

Маска "Бурга". Белое золото, бриллианты.2000 г. Фирма "Дамас", ОАЭ.

Это украшение содержит 450 бриллиантов общей массой в 57,52 карата. Необычная для ассортимента ювелирных изделий  вещь - новый и довольно экзотический тип женского украшения, однако для искусства Арабского Востока этот вид изделия традиционен. И форма, и назначение, и декоративное убранство  маски "Бурга"  имеет аналогии среди бытовых украшений арабских женщин, скрывающих своё лицо от чужого взгляда. Бриллиантовая "Бурга", удостоенная бриллиантового Оскара, таинственна и одновременно кокетлива. Её предназначение, видимо, состоит в том, чтобы скрывать и одновременно украшать лицо женщины.

Одной из важнейших функций украшений являлось их место в семейно-брачных отношениях. Традиции использования ювелирных украшений как обязательной части приданного невесты сохраняются у народов, населяющих страны Ближнего Востока, и поныне. Перед заключением брака будущий муж выплачивает будущему тестю определённую сумму в качестве приданого, как залог своих честных намерений.  Часть этой суммы идёт на покупку свадебной одежды,  предметов быта для нового дома, домашнего скота и драгоценностей. В ходе подготовки к свадебным торжествам отец невесты покупает золотые и серебряные украшения ручной работы, потратив на это определённый процент от суммы приданого. Количество купленных изделий должно быть приблизительно таким же, как и на последней свадьбе соседа. Серебряные и золотые украшения согласно мусульманскому обычаю переходят к невесте, обозначая её новый статус замужней женщины. Поскольку драгоценности являются полной собственностью жены, она всегда имеет право продать их - другими словами, они гарантировали ей финансовую безопасность. По мусульманской традиции эти ювелирные изделия остаются в собственности жены в случае развода. Право разорвать семейные узы в мусульманском мире имеет только мужчина. Для того, чтобы расторгнуть брак, мужчине достаточно произнести так называемые "слова развода". Мужчина троекратно говорит "талак" и с этого момента считается свободным.

Эти предсвадебные приобретения составляют наиболее значительную часть торговых операций, осуществляемых на рынках стран мусульманского Востока.

Помимо эстетической  красоты и средством сосредоточения капитала, они выполняют роль талисманов и амулетов. Выбор материала, цвета, формы, орнамента украшения указывал на их магический характер.

В виду запрета Кораном изображения животных и людей, орнаментальный декор преобладает в предметах искусства, в том числе и ювелирных украшений. Поэтому мастерство изображения орнамента является отличительной особенностью мусульманского ювелирного искусства. Существуют три основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов: геометрический - "гирих" и растительный - "ислими", а также орнамент, созданный арабской каллиграфией.

"Гирих" - в переводе с арабского языка означает узел. Строится "гирих"  на сетках, образующих узлы. В основе построения "гириха" чаще всего лежит геометрия круга, правильное его деление на части, с помощью которых производится построение квадрата, прямоугольника, многоугольника.

Растительный узор "ислими" или "арабеска" - это узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами.

В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи - пословицы, благопожелательные изречения, почерпнутые из мусульманской литературы. Искусство изображения слова - каллиграфия - стало традиционным в орнаменте ювелирных изделий Ближнего Востока.

Орнамент, применявшийся арабами и именуемый обычно арабесками, состоит из сложно переплетающихся декоративных мотивов геометрического и стилизованного растительного характера, дополненных надписями, выполненными канонизированными шрифтами: "куфическим", прямоугольными буквами арабского письма и "насх" (скорописным почерком).

В ювелирном деле исламские орнаменты выполняются самыми различными техниками: филигранью или её имитацией литьём, чеканкой, гравированием, насечкой.

Для украшений Ближнего Востока традиционны не только исламские орнаменты, но и определенные формы, носящие символический, иногда сакральный характер: полумесяц, звёзды, солнце, глаз, птица, некоторые животные, хотя ортодоксальный ислам не одобряет изображения живых существ. Но если художник всё же осмелится изобразить человека, животное или птицу, то по Корану в Судный день они явятся к нему и потребуют душу, а наделять душой может только Аллах.

Кулон в виде перевернутого сердца с подвесками в форме полумесяца, птицы, узла, шарика. Золото. Литьё. Ковка. Филигрань. Чеканка. 10-12 вв. Сирия.

 

Арабы любят не только геометрические формы с заостренными углами, но и круглые формы. Форма круга символизирует совершенство и солнце. Ювелиры любят вставлять в изделия кабошонированные камни в форме круга, круглыми часто бывают  верхушки колец, составные части браслетов и ремней, головные украшения -  диски, а также шарообразные подвески-бубенчики.

Среди украшений Ближнего Востока встречаются подвески в форме глаза с голубым или синим камнем (обычно бирюзой или лазуритом, стеклом, пластмассой или керамической пастой), а также агатом, концентрические узоры которого напоминают глаз. Такие подвески называются "глаз" или "против сглаза". Концепция сглаза уходит корнями в древние времена. Она возникла в средиземноморском регионе и получила широкое распространение во всем исламском мире. Значительная часть исламских амулетов основана на необходимости использования всех возможных средств для защиты себя от "дурного" глаза.

Кольцо. Золото, агат. 1-3 в.в н.э. Национальный музей г. Бейрута, Ливан.

 

В ассортименте современных ювелирных украшений часто встречаются золотые и серебряные подвески в форме мечети, священной книги Коран, таблиц с каллиграфически выведенными надписями из Корана. Они оправлены в круг или овал, как символ Божества, Мекки. Распространены подвески в виде священной сабли Зульфикар .

Подвеска в виде сабли Зульфикар. Золото. Литье, имитирующее скань. 2000-ые года. г. Хомс, Сирия.


Значительное место в работах мастеров Ближнего Востока занимает также изготовление парадного оружия, владение которым является здесь предметом особого предмета для мужчин. Обращаясь к традиционным национальным формам ювелирных изделий и типам холодного оружия, мастера по художественной обработке металлов Ближнего Востока искусно декорируют его, используя мотивы арабских орнаментов. Цвет играет особую роль в художественном образе работ, создаваемых ими. Большое внимание местные мастера уделяют подбору камней, включаемых в композицию их произведений. Выбор камня часто отражает традиционные эстетические идеалы народов, населяющих государства Ближнего Востока. По их поверьям красные и синие камни - камни самых "мощных цветов". Они должны определять колористические решение украшений. Красный цвет здесь почитают как цвет жизненной силы. Для людей арабского мира его несут кораллы, рубины, кораллы, карнеолы, турмалины и гранаты. Синий цвет они связывают с магией воды и неба, предпочитая бирюзу, лазурит и сапфиры. Современные ювелиры наряду с этими природными камнями широко используют цветное стекло, пластмассы, керамические пасты, фианиты.

Серебро, цветные керамические пасты, пластмасса. 2000-ые гг. Серебряный рынок г. Дамаска. Сирия.

 

Кольцо. Серебро, рубины, сапфиры, бериллы. Литье, имитирующее скань, грануляция. 2000-ые годы. Серебряный рынок г. Дамаска, Сирия.



Мечи и кинжалы. Позолота, пластмассы, стекла.  Литьё, филигрань, ковка. 2009 год. г. Дамаск, Сирия.

 

 

Shalimova Nelly, Master of gemology

 

Source: "Style and existence of jewelry from people in the Middle East. Tradition and modern state", author Shalimova Nelly

 
SiteHeart